Стремительный рост потребления и цен на ископаемое сырье для производства моторного топлива привел к необходимости использования этилового спирта в качестве топливного компонента. Такой вид топливных добавок получил общее название - биоэтанол, единственным отличием которого от неочищенного этилового спирта является практически полное (не более 0,2% об.) отсутствие в нем воды.
Вода с этанолом образуют азеотроп (смесь жидкостей, состав которых на меняется при кипении), ограничивающий количество воды, устраняемое с помощью дистилляции или ректификации. Поэтому для получения безводного этанола применяются установки дегидратации.
Самая применяемая и экономически выгодная технология на сегодняшний день - это процесс адсорбции с переменным давлением Pressure Swing Adsorption (PSA). Вода адсорбируется в порах так называемого молекулярного сита, называемого так из-за способности «отсевать» молекулы определенного размера. Этим ситом служит искусственный цеолит – щелочной алюмосиликат в натриевой форме. Цеолит 3А-типа имеет поры диаметром около 0,3 нм. В порах такого размера задерживается молекула воды (0,28 нм), но не помещается молекула этанола (0,44 нм).
Другая распространенная технология дегидратации этанола - мембранная фильтрация с применением цеолитовых мембран нанесенных на керамическую основу, как правило, в виде трубы.
Оборудование, основанное на использовании цеолитовых мембран обладает высокой селективностью, надежностью и долговечностью, но требует более тщательной подготовки исходного спирта-сырца.
Существует также мало распространенная технология дегидратации
- азеотропная перегонка с циклогексаном, бензолом, трихлорэтаном и другими растворителями. При этом после перегонки азеотропной смеси этанол - вода - растворитель получают этанол с концентрацией 99,3-99,8%.